Физика работает!

Как запомнить сложную формулу, если завтра экзамен

04.06.2017

Как запомнить большое количество информации, смысл которой неясен? Обычно этот вопрос начинает волновать школьников и студентов за несколько дней до экзамена, или даже за несколько минут до часа икс. И дело не в лени или беспечности учеников, а в том, что самая ценная информация и важные конспекты обычно появляются в последний момент.

Шурик с книгой

В этой ситуации может пригодиться способ, который использовал Соломон Вениаминович Шерешевский — профессиональный мнемонист, обладатель феноменальной памяти. Шерешевский никогда ничего не забывал, и секретом своей феноменальной памяти охотно делился. Еще в школе он познакомился с наукой мнемотехникой. Освоил несколько мнемотехнических приемов и затем, постоянно практикуясь, научился на ходу сочинять яркие истории для запоминания любой информации.

Вот пример истории Шерешевского для запоминания сложной формулы. Далее цитата из книги Александра Лурия «Маленькая книжка о большой памяти».

В конце 1934 года Шерешевскому была дана искусственная (и ничего не означающая) формула:
formula-sh

Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и сидит с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запомненное, и через 7 минут (!) в точности воспроизводит «формулу». Вот его отчет, показывающий, какие приемы были им использованы для запоминания:

«Нейман» (N) вышел и ткнул палкой (•). Он посмотрел на высокое дерево, которое напоминало корень (√), и подумал, что не удивительно, что дерево высохло и обнажились корни: ведь оно стояло еще тогда, когда я строил вот эти два дома (d2), и опять ткнул палкой (•). Он говорит: дома старые, придется на них поставить крест (X), это даст большое умножение капитала, 85 тысяч капитала он вложил в это (85). Крыша отделяет его (—), а внизу стоит человек и играет на терменвоксе (vx). Он стоит около почты, а на углу — большой камень (•), чтобы подводы не задевали дома.

Тут же сквер, там большое дерево (√), на нем три галки (3√). Здесь я просто поставил 276, а «в квадрате» — поставил квадратный ящик из-под папирос (2). На нем написано «86»… Эта цифра была написана с другой стороны ящика, она не была видна оттуда, где я стоял, я не подошел близко — и потому пропустил ее, когда припоминал… x — неизвестный человек подошел к забору в черном манто, забор (—), а дальше женская гимназия, он хотел пробиться на свидание с гимназисткой, n — изящная, молодая, в сером костюме; он разговаривает, он пытается переломить жердочки забора одной ногой и другой (2), а она — гимназистка — некрасивая, фи! (V). Здесь я переношусь в Режицу. Там в школе большая доска… Шнур летит — и я ставлю точку (•). На доске написано 264, дальше я там же пишу n2b.

Я в школе. Моя жена положила линейку, и тут сижу я, Соломон Вениаминович (SV), а у моего товарища написано — 1624/322. Я посмотрел на него, что он пишет, а сзади сидели две гимназистки (2), поглядели и крикнули, чтобы он не заметил «cc! … тише!» (S)».

И эта формула была безошибочно воспроизведена Ш., и такое же точное воспроизведение было получено через 15 лет, когда, также без всякого предупреждения, было предложено вспомнить ее.

В наше время способности Шерешевского уже не являются чем-то уникальным, есть примеры когда люди запоминают быстрее и гораздо большие объемы информации. И теперь уже абсолютно точно известно, что любой человек может запоминать информацию при помощи собственных историй, достаточно иметь несколько минут в запасе и немного воображения.

Дополнительные материалы.
1. Книга Александра Лурии на сайте koob.ru — «Маленькая книжка о большой памяти».

2. Видео, в котором Константин Анохин — известный нейробиолог, изучающий работу памяти, рассказывает историю Шерешевского.

 

3. Инструкция — Как запомнить 60 формул по физике методом Цицерона