Что внутри? Пустой горшок или источник мудрости?
В древности люди верили, что источник мудрости расположен внутри человека. В Афинах учителя «вытягивали» из студентов их прозрения, пользуясь системой сократовских вопросов. Согласно методу Сократа, учитель задает вопросы, заставляя учеников описывать проблему и предлагать способы ее разрешения.
Метод Сократа позволил Афинам — городу с населением меньше 100 000 человек — достичь небывалых высот культуры и образования. Этот метод вплоть до середины девятнадцатого века составлял основу педагогики. Затем огромное количество учащихся, заполонивших школы, заставило преподавателей отказаться от сократовского подхода.
Столкнувшись с классами, насчитывающими сорок детишек с неиссякаемой энергией, учителя уже не могли найти свободную минутку, чтобы задать вопросы в сократовском стиле хотя бы одному-двум ученикам. В этот момент прекратилось преподавание и началось обучение. Сегодняшние дидактические методы исходят из того, что каждый студент — это «пустой горшок», который в процессе учебы должен быть наполнен. Для многих современных преподавателей студент — это емкость, куда вливаются знания.
Умение глубоко мыслить, данное природой каждому студенту, уже не находит своего применения, как это было в Афинах. «Реликтовые останки» метода Сократа сохранились лишь во взаимоотношениях, складывающихся между профессорами и студентами старших курсов.
Больше подробностей о жизни Сократа можно узнать на ютуб канале фильмы о Сократе
Сократ — Художественный фильм. 1991г.
Сократ. Афинская школа — документальный фильм телеканала Культура, из серии фильмов о философах древней Греции.
10:03 «Он говорил что есть одно только благо — знание, и одно только зло — невежество.»
Описание метода Сократа взято из книги: «Неужели я гений». Вин Венгар и Ричард Поу. Скачать книгу