Физика работает!

Как и чем стреляет пушка Гаусса?

Устройство пушки гаусса напоминает духовое ружье, которое использовали индейцы для охоты.

blowgun

Отличие в том, что духовое ружье позволяет выплевывать дротики по мишеням при помощи сжатого воздуха из легких. А пушка Гаусса «плюется» железными снарядами при помощи магнитного поля.

По сути, пушка Гаусса — это электромагнит в виде трубки. При помощи мощных импульсов тока, электромагнит втягивает в себя железный (ферромагнитный) снаряд с одной стороны трубки и выстреливает с другой стороны.

Действует пушка Гаусса следующим образом. Катушка медного провода, наматывается на трубку, в которую закладывается снаряд.

gauss1

Для создания мощного импульса магнитного поля используется батарея конденсаторов.

gauss2

Когда батарею конденсаторов подключают к катушке, то конденсаторы мгновенно разряжаются. По медной катушке протекает разряд электрического тока, который создает магнитное поле. Под действием магнитного поля железный снаряд втягивается в ствол. К моменту начала движения снаряда ток в катушке уже ослабевает, магнитное поле исчезает и снаряд беспрепятственно продолжает полет к мишени, под действием начального импульса.

gauss3

gaussgun

Подробности эксперимента с пушкой Гаусса можно посмотреть в этом ролике из программы Галилео.

 

Куда отклоняется гелиевый шар при движении автомобиля?

Почему, при разгоне автомобиля, гелиевый шар отклоняется в направлении движения?

shar1

А при торможении, когда всегда предметы в автомобиле по инерции продолжают двигаться вперед, шар отклоняется назад.

shar2

Странное поведение гелиевого шара объясняется тем, что он легче воздуха. Когда автомобиль разгоняется, воздух устремляется в заднюю часть салона и выталкивает шар вперед. При торможении, воздух выталкивает шар назад.

То же самое происходит с воздушным пузырем в банке с водой. Пузырь отклоняется в сторону движения, потому что выталкивается массами воды.

shar4

shar3

Подробности эксперимента смотрите в этом видео с канала Smarter Every Day.

 

Магнитно-импульсная пушка

Если мощный магнит и несколько шариков установить на рельс, затем приблизить к магниту еще один шарик, то крайний шарик на другом конце цепочки внезапно отлетит.

magnetgun

Объясняется это явление таким образом.
Согласно закону сохранения импульса, при ударе — импульс шарика передается по цепочке, также как в игрушке «колыбель Ньютона».

nyuton1

Шарик справа, в момент удара передает свой импульс шарику слева.

nyuton2

В «магнитной» пушке, шарик справа притягивается к магниту сильнее, чем шарик слева. Шарик справа, в момент притяжения ускоряется и передает полученный импульс по цепочке левому шарику. Чем слабее левый шарик притягивается к магниту, тем сильнее он выстреливает.

magnet-sheme

Подробности этого эксперимента можно увидеть в ролике с ютуб-канала GetAClass.

 

А вот пример того, как можно использовать магнитно-импульсную пушку для создания забавных трюков.

 

Что такое импульс и как он измеряется, можно повторить на странице: формула 11 — импульс тела.

Как запомнить сложную формулу, если завтра экзамен

Как запомнить большое количество информации, смысл которой неясен? Обычно этот вопрос начинает волновать школьников и студентов за несколько дней до экзамена, или даже за несколько минут до часа икс. И дело не в лени или беспечности учеников, а в том, что самая ценная информация и важные конспекты обычно появляются в последний момент.

Шурик с книгой

В этой ситуации может пригодиться способ, который использовал Соломон Вениаминович Шерешевский — профессиональный мнемонист, обладатель феноменальной памяти. Шерешевский никогда ничего не забывал, и секретом своей феноменальной памяти охотно делился. Еще в школе он познакомился с наукой мнемотехникой. Освоил несколько мнемотехнических приемов и затем, постоянно практикуясь, научился на ходу сочинять яркие истории для запоминания любой информации.

Вот пример истории Шерешевского для запоминания сложной формулы. Далее цитата из книги Александра Лурия «Маленькая книжка о большой памяти».

В конце 1934 года Шерешевскому была дана искусственная (и ничего не означающая) формула:
formula-sh

Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и сидит с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запомненное, и через 7 минут (!) в точности воспроизводит «формулу». Вот его отчет, показывающий, какие приемы были им использованы для запоминания:

«Нейман» (N) вышел и ткнул палкой (•). Он посмотрел на высокое дерево, которое напоминало корень (√), и подумал, что не удивительно, что дерево высохло и обнажились корни: ведь оно стояло еще тогда, когда я строил вот эти два дома (d2), и опять ткнул палкой (•). Он говорит: дома старые, придется на них поставить крест (X), это даст большое умножение капитала, 85 тысяч капитала он вложил в это (85). Крыша отделяет его (—), а внизу стоит человек и играет на терменвоксе (vx). Он стоит около почты, а на углу — большой камень (•), чтобы подводы не задевали дома.

Тут же сквер, там большое дерево (√), на нем три галки (3√). Здесь я просто поставил 276, а «в квадрате» — поставил квадратный ящик из-под папирос (2). На нем написано «86»… Эта цифра была написана с другой стороны ящика, она не была видна оттуда, где я стоял, я не подошел близко — и потому пропустил ее, когда припоминал… x — неизвестный человек подошел к забору в черном манто, забор (—), а дальше женская гимназия, он хотел пробиться на свидание с гимназисткой, n — изящная, молодая, в сером костюме; он разговаривает, он пытается переломить жердочки забора одной ногой и другой (2), а она — гимназистка — некрасивая, фи! (V). Здесь я переношусь в Режицу. Там в школе большая доска… Шнур летит — и я ставлю точку (•). На доске написано 264, дальше я там же пишу n2b.

Я в школе. Моя жена положила линейку, и тут сижу я, Соломон Вениаминович (SV), а у моего товарища написано — 1624/322. Я посмотрел на него, что он пишет, а сзади сидели две гимназистки (2), поглядели и крикнули, чтобы он не заметил «cc! … тише!» (S)».

И эта формула была безошибочно воспроизведена Ш., и такое же точное воспроизведение было получено через 15 лет, когда, также без всякого предупреждения, было предложено вспомнить ее.

В наше время способности Шерешевского уже не являются чем-то уникальным, есть примеры когда люди запоминают быстрее и гораздо большие объемы информации. И теперь уже абсолютно точно известно, что любой человек может запоминать информацию при помощи собственных историй, достаточно иметь несколько минут в запасе и немного воображения.

Дополнительные материалы.
1. Книга Александра Лурии на сайте koob.ru — «Маленькая книжка о большой памяти».

2. Видео, в котором Константин Анохин — известный нейробиолог, изучающий работу памяти, рассказывает историю Шерешевского.

 

3. Инструкция — Как запомнить 60 формул по физике методом Цицерона

Как поймать купюру двумя пальцами

Есть такой очень старый фокус, один человек держит денежную купюру за край, вертикально, а другой человек пытается поймать купюру двумя пальцами.

1

Физик Тадаси Токиеда на канале «Числофилия» привел расчет, согласно которому, человек с обычной реакцией никогда не сможет поймать купюру двумя пальцами. Видео можно посмотреть в конце заметки.

Дело в том, что средняя задержка в реакции человека на внешние события, составляет 200 миллисекунд (0,2 секунды). А согласно формуле для равноускоренного движения, падающее тело проходит за 0,2 секунды — 20 сантиметров, при расчете пренебрегаем сопротивлением воздуха.

3

Так как длина купюры составляет примерно 15 сантиметров (также как и длина сторублевки), человек никогда не сможет поймать падающую купюру, потому что за то время, пока он среагирует на падение купюры, она уже полностью пролетит между пальцев.

4

2

На портале гиктаймс в комментариях к этому видео развилось бурное обсуждение — http://geektimes.ru/post/275894/. Удивительно, но несмотря на все расчеты, есть люди, которые высказывают свои сомнения и считают, что скорость реакции слишком занижена. Стоит отметить, что эти комментаторы по своему правы. Физик Токиеда говорил в первую очередь об эксперименте с указательным и безымянным пальцами. В конце видео, он подчеркнул, что гораздо проще ловить купюру указательным и большим пальцем, так как эти пальцы лучше развиты, и быстрее реагируют на сигналы из мозга.

У этих расчетов есть и более практичное применение. К примеру, зная время реакции, можно посчитать какое расстояние проедет автомобиль, прежде чем его водитель начнет реагировать на изменение ситуации на дороге.

Получаются пугающие цифры. На скорости 100 км/ч — автомобиль проедет минимум 6 метров (0,2с · 30м/c = 6), после того как водитель что-то заметит и начнет реагировать.

Видео с экспериментом и объяснением от Тадаси Токиеда.

Что внутри? Пустой горшок или источник мудрости?

В древности люди верили, что источник мудрости расположен внутри человека. В Афинах учителя «вытягивали» из студентов их прозрения, пользуясь системой сократовских вопросов. Согласно методу Сократа, учитель задает вопросы, заставляя учеников описывать проблему и предлагать способы ее разрешения.
sokrat

Метод Сократа позволил Афинам — городу с населением меньше 100 000 человек — достичь небывалых высот культуры и образования. Этот метод вплоть до середины девятнадцатого века составлял основу педагогики. Затем огромное количество учащихся, заполонивших школы, заставило преподавателей отказаться от сократовского подхода.

Столкнувшись с классами, насчитывающими сорок детишек с неиссякаемой энергией, учителя уже не могли найти свободную минутку, чтобы задать вопросы в сократовском стиле хотя бы одному-двум ученикам. В этот момент прекратилось преподавание и началось обучение. Сегодняшние дидактические методы исходят из того, что каждый студент — это «пустой горшок», который в процессе учебы должен быть наполнен. Для многих современных преподавателей студент — это емкость, куда вливаются знания.

Умение глубоко мыслить, данное природой каждому студенту, уже не находит своего применения, как это было в Афинах. «Реликтовые останки» метода Сократа сохранились лишь во взаимоотношениях, складывающихся между профессорами и студентами старших курсов.

Больше подробностей о жизни Сократа можно узнать на ютуб канале фильмы о Сократе

Сократ — Художественный фильм. 1991г.

 

Читать далее

День первого полета аэроплана

17 декабря 1903 года — «Отцы авиации» братья Райт испытали летательный аппарат тяжелее воздуха. Аэроплан «Флайер» с 12-сильным бензиновым двигателем продержался в воздухе 12 секунд и преодолел расстояние 39 метров.

aeroplan2

Первый полет состоялся на песчаном побережье Атлантического океана, в долине Китти-Хоук. Это место они выбрали после тщательного исследования метеорологических данных. Регулярные ветры и мягкая поверхность для посадки — идеально подходили для полетов.
aeroplan1

Перед полетом Орвил Райт установил камеру, и поручил береговому смотрителю нажать на кнопку камеры, когда тот увидит, что аэроплан взлетел с трамплина. Вот знаменитая фотография взлета первого аэроплана братьев Райт.
aeroplan

Пилот управлял самолетом с помощью рулей высоты. Система деформация концов крыльев обеспечивала крен, а повороты осуществлялись с помощью рулей направления.

Флайер не мог самостоятельно оторваться от земли, поэтому братья построили деревянный трамплин на который поместили свою машину. Самолет был соединен тросом с тяжелым грузом, подвешенным на вышке. Когда заводился мотор, по сигналу пилота груз отпускали. Флайер катился по трамплину и взлетал в воздух.

Аэроплан братьев Райт.

В 1904 году братья проводили полеты на пастбище коров, недалеко от города Дейтона. Один из первых журналистов, приехавших в Дейтон, чтобы написать статью о братьях, обошел с вопросами несколько семей, которые видели, как Райты управляют своими аппаратами.

В одной из семей был маленький мальчик, которого журналист спросил, видел ли он летящий аэроплан и как он выглядел. На что мальчик расставил в сторону руки и бегал по комнате имитируя звуки двигателя. Так, впервые в истории, ребенок образно показал полет аэроплана.

Первые полеты братьев Райт.

Как сделать перископ для наблюдения за Эйфелевой башней

Французские инженеры — Клэр, Виктор и Лукас делятся своими идеями на канале La Fabrique DIY. Снимают на видео изготовление различных самоделок, без музыки и без слов.

К примеру, проект перископа из двух зеркал, для наблюдения из окна за Эйфелевой башней.

eiffel periskop

eiffel2  periskop

Крепление выглядит очень хлипким. Скорее всего, при сильном ветре эти зеркала полетят над Парижем как фанера. Но создатели перископа честно предупреждают, что это временный проект, и сделан лишь для разовой демонстрации. Все желающие повторить конструкцию, должны руководствоваться здравым смыслом.

eiffel3

Ночной вид Эйфелевой башни завораживает. В комментариях к видео, некоторые остряки утверждают, что с таким видом, аренда квартиры вырастет вдвое.

eiffel4

Процесс изготовления и установки перескопа, можно рассмотреть в этом трехминутном ролике.